НОВОСТИ | Можно ли стать полноценной личностью, живя на всем готовом?
Ошибка
  • JDispatcher::register: Event handler not recognized.

25.01.2013 Можно ли стать полноценной личностью, живя на всем готовом?

Именно таким вопросам задались на днях представители Госсовета Чувашии, Минобразования Чувашии, Собрания депутатов г.Чебоксары, Общественной палаты Чувашии и общественных организаций республики, посетившие Чебоксарский детский дом. Целью визита стало изучение социально-бытовых условий, в которых живут воспитанники детского дома.

 

 

Гости ознакомились с работой педагогического состава, поговорили с детьми о проблемах, которые их беспокоят.

 

Представительная делегация также ознакомилась с работой БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии, изучив условия работы с детьми находящимися на обслуживании в указанном центре и работы проводимой с ними.

 

После посещения детских учреждений состоялся круглый стол по проблемам сиротства. Состоявшийся разговор показал серьезность назревших проблем в области работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.

 

Хотя материальное снабжение детских домов растет год от года, возрастающая финансовая помощь государства, по экспертным данным, не приводит к пропорциональному улучшению «качества» выпускников. Участники «круглого стола» констатировали, что, несмотря на неплохую материально-техническую базу детских домов, и социальных центров, им не удается полностью социально адаптировать сирот для взрослой жизни.

 

Многие специалисты, работающие в этой области, обращают внимание на усиление рентных установок у детей, т.е. желании не интегрироваться в общество, а «состричь купоны» со своего статуса сироты. Серьезная государственная поддержка социальных учреждений, спонсорская помощь, которую, казалось бы, следовало только приветствовать, постепенно превращают ребенка в себялюбивого эгоистичного гедониста. В итоге складывается парадоксальная ситуация, - чем лучше ситуация с финансовым положением подобных учреждений, тем, зачастую, хуже последующая адаптированность сирот, вступающих в самостоятельную жизнь.

 

Общественные деятели и эксперты призвали законодателей республики обратить особое внимание на то, что при принятии законопроектов, имеющих отношение к защите прав детей, часто не оцениваются психологические и педагогические последствия правоприменительной практики. В итоге, правовые акты, должные помочь сиротам, приводят к еще большей социальной дезадаптации детей. Законом, например, запрещается использовать детский труд, что, безусловно, верно. Но, ведь «использованием» может считаться и уборка ребенком своей комнаты в интернате. За «нарушение» придется отвечать руководству и сотрудникам. Убирается, в итоге, уборщица. А ведь с точки зрения педагогики, неучастие детей в ведении хозяйства, имеет далеко идущие негативные последствия. В семье человек с младых ногтей привыкает, что надо мыть пол и посуду, стирать белье, поливать цветы, копать огород, выбивать ковры и т.д. Это - часть нашей социальной роли. Воспитанники же детских домов искусственно лишены возможности научиться вести свое хозяйство, и никакие уроки домоводства не способны изменить устоявшихся привычек нахлебничества.

 

 

Отдельную проблему представляет фактическая изоляция в школах-интернатах сирот и детей-инвалидов от остальных детей. Формально, это мотивируется тем, что детям с умственными и физическими недостатками тяжело учиться вместе со здоровыми ровесниками. Часто это действительно так. Но замечено, что адаптация выпускников школ-интернатов происходит сложней, чем даже выпускников детского дома в централизованной системе обслуживания государства. На деле, при отсутствии постоянных контактов со сверстниками, живущими за пределами замкнутого мирка «школ-интернатов», у детей нарастает страх перед социумом, тревожность, отсутствует инклюзивность.

 

Участники «круглого стола» также обсудили существующие проблемы усыновления сирот. Даже если отвлечься от юридических сложностей оформления сирот, следует учитывать, что в российских детских домах имеется специфический контингент. Около 70% детей – подростки старше 10 лет, с большой долей подростков 14-15 лет. Более того, количество детей, попадающих в детские дома в старшем возрасте постоянно увеличивается. Количество детей, имеющих брата или сестру постоянно увеличивается и сегодня в среднем составляет 20%, а в некоторых региональных банках - до 90%. И та и другая из упомянутых категорий детей – и так очень сложная группа для усыновления. Существующие же бюрократические барьеры еще более усугубляют ситуацию. Хотя, формально, опять же, направлены на защиту прав ребенка.

 

Еще одна проблема – дети-инвалиды. Сегодня в России таких сирот примерно 25%. Кстати, несмотря на устойчивый стереотип, иностранцы отнюдь не горели желанием брать в России на усыновление детей с физическими отклонениями. Вот с задержками развития – усыновляли охотно. Отнюдь не спешат усыновлять инвалидов и наши сограждане. Возможно, в первую очередь, это связано с трудностями, которые поджидают инвалидов при лечении. Лучше ли при этом усыновление для самих детей? Вопрос, как выяснилось, неоднозначен. Далеко не все приемные родители способны должным образом лечить ребенка-инвалида. В то же время, по данным представителей Минобразования России детские дома никаких проблем с квотами на дорогое высокотехнологичное лечение не имеют.

 

К сожалению, всего одно обсуждение копившихся годами проблем, их не решит. Здесь, пожалуй, главное – сдвинуть дело с мертвой точки. «Мы, в целом, не планировали принять сегодня некие судьбоносные решения, - говорит секретарь Общественной палаты Чувашии и лидер ОО «Гражданская инициатива» Николай Косыев, - «Наша задача проще – определить круг проблем, которые надо решать в первую очередь. Как выясняется, люди крайне мало знают о происходящем за стенами детских домов и социальных центров. Они часто руководствуются в своих действиях мифами и борются с несуществующими проблемами. Хорошо, если их «благотворительность» просто не принесет вреда, а если еще более ухудшит ситуацию? Потому я считаю, что надо чаще встречаться, обмениваться мнениями и вырабатывать тактику и стратегию действий, руководствуясь медицинским лозунгом «Не навреди!» И только потом – действовать на благо детей».

 

Справочно:

С 14 по 18 января 2013 года ИА REGNUM провело онлайн-опрос, где проголосовало 5334 человека. Большинство интернет-пользователей, которые приняли участие в онлайн-опросе, не готовы усыновить ребенка-сироту. На вопрос, «готова ли Ваша семья усыновить ребенка-сироту?», отрицательно ответили 68,9% опрошенных, положительно - 16,4% и затруднились с ответом 14,7% респондентов.