НОВОСТИ | Залог эффективности НКО – компетентность сотрудников
Ошибка
  • JDispatcher::register: Event handler not recognized.

21.09.2012 Залог эффективности НКО – компетентность сотрудников

Наше общество постоянно меняется. Причин этому множество – глобализация, появление новых технологий, да и многое другое. К сожалению, эти изменения не обязательно носят только положительный характер. Растущие социальные проблемы, такие как нищета, социальная изоляция и дискриминация, злоупотребление наркотиками, безнадзорность детей и рост пожилого населения – представляют серьезные угрозы благополучию социума. Для разрешения этих проблем зачастую недостаточно усилий исключительно государственных органов. Все большее значение приобретают развитые общественные структуры и гражданское участие на всех уровнях.

 

 

Развиваясь вследствие перемен в обществе, некоммерческие организации, в определенной степени оказывают свое влияние на его дальнейшее преобразование: предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, науки, образования, занимаются благотворительностью, а также осуществляют разноплановую общественно полезную деятельность. Они одновременно являются и продуктом, и производителем социальных процессов. По сути, на современном этапе развития российского общества некоммерческие организации призваны стать устойчивым звеном взаимодействия государственных структур и бизнеса в процессе осуществления социально-значимых проектов.

 

На выбор проектов некоммерческих организаций в большинстве случаев, разумеется, оказывают влияние решения третьих лиц (государства, благотворительных фондов, спонсоров и др.), а также ограничения на получение и распределение прибыли. Однако эффективность деятельности НКО зависит от конкретных людей, реализующих различные проекты. Поэтому, естественным образом, возникает вопрос компетентности этих сотрудников.  Ведь мы, к примеру, не посадим за руль автомобиля водителя, не имеющего прав?

 

Тем не менее, в сфере деятельности некоммерческих организаций ситуация выглядит именно так – многие сотрудники общественных организаций, к сожалению, не обладают даже минимальными теоретическими знаниями о принципах работы НКО. Особенно хорошо это видно на примере организаций, недавно вступивших на стезю оказания социальных услуг и реализации социально значимых проектов.

 

Нельзя сказать, что в Российской Федерации в целом и в Чувашской Республике в частности данная проблема ранее полностью игнорировалась. Обучение сотрудников НКО проводилось уже давно на различных уровнях и разнообразными организациями, в том числе Общественной палатой России. Но логика развития институтов гражданского общества настоятельно требовала организации обучения уже на государственном уровне. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить – в данной сфере произошли первые положительные подвижки - в рамках государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, на базе региональных филиалов Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ, по всей стране организованы курсы повышения квалификации для сотрудников некоммерческих организаций.

 

Согласно заявке Минэкономразвития России, выступившего заказчиком, для каждого субъекта Российской Федерации установлена квота на обучение. Для Чувашской Республики это 49 сотрудников НКО и государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой деятельности некоммерческих организаций. Обучающий курс призван повысить эффективность работы некоммерческих организаций, привлечь больше добровольцев, обеспечить эффективное межсекторное сотрудничество и содействовать в решении большего количества социальных проблем нашей республики.

 

Занятия проводятся специалистами-практиками и преподавателями Чебоксарского филиала РАНХиГС, прошедшими обучение по данной программе в головном вузе в Москве. Темы, по которым читаются лекции, проводятся дискуссии, круглые столы и совещания - разнообразны и затрагивают наиболее актуальные и значимые вопросы в управления НКО, межсекторного взаимодействия, файндрайзинга, государственной политики по поддержке третьего сектора, привлечения добровольцев и т.п.

 

 

В работе по организации и проведению данных курсов принял участие секретарь Общественной палаты Чувашской Республики, лидер общественной организации «Гражданская инициатива» Николай Косыев, который поделился со слушателями своим опытом управления НКО. Он считает, что важность подобного обучения трудно переоценить: «Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Поэтому очень важно, что Правительство России и Чувашии активно поддерживают создание благоприятных условий для повышения эффективной деятельности общественных организаций. Ведь сильный некоммерческий сектор - важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития страны».

 

В настоящее время занятия на базе Чебоксарского филиала РАНХиГС продолжаются. Защита проектов слушателей первого потока прошла успешно, к защите готовится второй поток. Обучение слушателей - работников социально ориентированных некоммерческих организаций и государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой деятельности некоммерческих организаций, планируется продолжить и в дальнейшем.