- Ошибка
04.10.2013 Сторителлинг в НКО
В рамках программы по повышению квалификации руководителей и сотрудников общественных объединений субъектов Российской Федерации в Чебоксарах прошел двухдневный семинар Общественной палаты России в партнерстве с общественными организациями "Гражданская инициатива", "Молодые таланты" и Региональным социальным фондом. Во второй день семинара (04.10.2013 г.) выступил эксперт Общественной палаты России Кирил Гопиус, являющийся ведущим специалистом по сторителлингу.
Как утверждает журнал Esquire, у американских индейцев была такая поговорка: «Тот, кто рассказывает истории, правит миром». С этим можно согласиться - истории более выразительны, увлекательны, интересны, они воспринимаются совсем на другом уровне, нежели приказы, правила, логические доводы или философские рассуждения. История вызывает эмоциональную реакцию, и, выслушав её, человек проникается доверием к рассказчику. Истории легче ассоциируются с личным опытом, они лучше запоминаются и им придают больше значения.
Неформальный метод обучения персонала с помощью историй получил название «сторителлинг» (От английского storytelling - «рассказывание историй»). Метод был изобретен и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгома, главой международной компании Armstrong International. Свою концепцию Армстронг изложил в книге MBSA: Managing by Storying Around.
По Армстронгу под историей понимается любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением определенного принципа или ценности компании. Сама же история - носитель и передатчик корпоративных знаний, включающий подробные рассказы о прошлых действиях руководства, взаимодействии сотрудников или о каких-то событиях, которые обычно передаются в организации неофициально.
Одним из энтузиастов сторителлинга в России является Кирилл Гопиус, неоднократно читавший в Чебоксарах лекции для сотрудников социально ориентированных НКО в рамках совместного проекта Общественной палаты России и общественной организации «Гражданская инициатива». Очередной курс занятий руководитель центра прикладных знаний «Prime Life Education» и эксперт Общественной палаты вновь посвятил использованию технологий сторителлинга в деятельности некоммерческих организаций.
«Не сегодня замечено, что в современном мире (по крайней мере, что касается развитых стран), когда мы наблюдаем избыток товаров и услуг, информация сама по себе ценности не несёт, - говорит Кирилл Гопиус, - Настоящей ценностью является именно та история, которая находится рядом с этим товаром или услугой. И сторителлинг с точки зрения того же маркетинга при таком подходе является не чем иным, как инструментом создания добавочной стоимости в современном цивилизованном мире».
Безусловно, что подобный подход вполне эффективно работает, например, и при поиске партнеров для социальных проектов. Зачастую ошибка НКО в том, что их сотрудники, полностью вовлеченные в свою работу, не задумываются, как донести положения своего проекта до потенциальных партнеров. Для них же все понятно, даже элементарно, и, кажется, что достаточно объяснить основные положения, чтобы окружающие тоже прониклись значимостью их дел. Увы, но такой подход не работает – людям требуется услышать историю.
Впрочем, с точки зрения Кирилла Гопиуса все еще хуже. Люди просто боятся говорить о себе, боятся рассказывать истории. Причем дело не только в простой боязни выступления перед аудиторией. «Это навязанная в результате двадцатилетнего нецивилизованного рынка парадигма консьюмеризма, т.е. потребления. В потреблении важно уравнять всех, потому что разным людям сложно, неудобно продавать. Если все покупатели более-менее одинаковы, то можно создать образ среднего потребителя и навязать некоторые шаблоны: пить надо такой-то напиток, носить вот эти кеды, водить вон ту машину, - объясняет руководитель центра прикладных знаний «Prime Life «Funky» Education», - Людям начали навязывать некие шаблоны успешности. Если ты неуспешен – ты лузер. Искренность – это как раз то качество, которое не соответствует нормам успешности. Потому что если ты искренний, если ты правду про себя говоришь, то создаётся иллюзия, будто тебя легко ущипнуть, и этого многие боятся… Но на самом деле всё немного не так. Настоящим крючком является не информация, а тайна, которую человек о себе скрывает. Если я искренен, если не боюсь вопросов и могу на них спокойно ответить, то меня сложнее заставить делать то, что я не хочу. Нет компромата – нет рычагов для манипулирования».
«Нужно быть честным перед собой и перед людьми» - вот истина, которую на самом деле вот уже много лет внушает своим слушателям Кирилл Гопиус. Честным и ответственным. Потому что для решения вопросов надо брать ответственность, а нужно быть очень сильным человеком, чтобы брать ответственность. Сторителлинг как раз один из тех методов, которые могут помочь человеку изменить себя и окружающую действительность.
«Лекции Кирилла Гопиуса – одни из наиболее интересных во всем нашем курсе, - рассказывает руководитель «Гражданской инициативы» Николай Косыев, - Но, несмотря на внешнюю простоту, они не столь легки для восприятия, как кажется со стороны. Чтобы эффективно использовать методики сторителлинга, необходимо серьезно изменить восприятие мира. Стать, например, честнее с собой. К сожалению не всем это удается с первого раза, а некоторым людям – не удается вообще».
Действующий проект Общественной палаты России и общественной организации «Гражданская инициатива» рассчитан на срок до конца декабря. Возможно, чувашские слушатели еще увидятся в этом году с обычным волшебником слова Кириллом Гопиусом, а возможно и не успеют. Но, в любом случае, это не последний визит Кирилла Павловича в Чебоксары. Проект продолжится в 2014 году. А мы будем ждать новых встреч с интересными людьми.