- Ошибка
25.01.2013 Можно ли стать полноценной личностью, живя на всем готовом?
Именно таким вопросам задались на днях представители Госсовета Чувашии, Минобразования Чувашии, Собрания депутатов г.Чебоксары, Общественной палаты Чувашии и общественных организаций республики, посетившие Чебоксарский детский дом. Целью визита стало изучение социально-бытовых условий, в которых живут воспитанники детского дома.
Гости ознакомились с работой педагогического состава, поговорили с детьми о проблемах, которые их беспокоят.
Представительная делегация также ознакомилась с работой БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Минобразования Чувашии, изучив условия работы с детьми находящимися на обслуживании в указанном центре и работы проводимой с ними.
После посещения детских учреждений состоялся круглый стол по проблемам сиротства. Состоявшийся разговор показал серьезность назревших проблем в области работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Хотя материальное снабжение детских домов растет год от года, возрастающая финансовая помощь государства, по экспертным данным, не приводит к пропорциональному улучшению «качества» выпускников. Участники «круглого стола» констатировали, что, несмотря на неплохую материально-техническую базу детских домов, и социальных центров, им не удается полностью социально адаптировать сирот для взрослой жизни.
Многие специалисты, работающие в этой области, обращают внимание на усиление рентных установок у детей, т.е. желании не интегрироваться в общество, а «состричь купоны» со своего статуса сироты. Серьезная государственная поддержка социальных учреждений, спонсорская помощь, которую, казалось бы, следовало только приветствовать, постепенно превращают ребенка в себялюбивого эгоистичного гедониста. В итоге складывается парадоксальная ситуация, - чем лучше ситуация с финансовым положением подобных учреждений, тем, зачастую, хуже последующая адаптированность сирот, вступающих в самостоятельную жизнь.
Общественные деятели и эксперты призвали законодателей республики обратить особое внимание на то, что при принятии законопроектов, имеющих отношение к защите прав детей, часто не оцениваются психологические и педагогические последствия правоприменительной практики. В итоге, правовые акты, должные помочь сиротам, приводят к еще большей социальной дезадаптации детей. Законом, например, запрещается использовать детский труд, что, безусловно, верно. Но, ведь «использованием» может считаться и уборка ребенком своей комнаты в интернате. За «нарушение» придется отвечать руководству и сотрудникам. Убирается, в итоге, уборщица. А ведь с точки зрения педагогики, неучастие детей в ведении хозяйства, имеет далеко идущие негативные последствия. В семье человек с младых ногтей привыкает, что надо мыть пол и посуду, стирать белье, поливать цветы, копать огород, выбивать ковры и т.д. Это - часть нашей социальной роли. Воспитанники же детских домов искусственно лишены возможности научиться вести свое хозяйство, и никакие уроки домоводства не способны изменить устоявшихся привычек нахлебничества.
Отдельную проблему представляет фактическая изоляция в школах-интернатах сирот и детей-инвалидов от остальных детей. Формально, это мотивируется тем, что детям с умственными и физическими недостатками тяжело учиться вместе со здоровыми ровесниками. Часто это действительно так. Но замечено, что адаптация выпускников школ-интернатов происходит сложней, чем даже выпускников детского дома в централизованной системе обслуживания государства. На деле, при отсутствии постоянных контактов со сверстниками, живущими за пределами замкнутого мирка «школ-интернатов», у детей нарастает страх перед социумом, тревожность, отсутствует инклюзивность.
Участники «круглого стола» также обсудили существующие проблемы усыновления сирот. Даже если отвлечься от юридических сложностей оформления сирот, следует учитывать, что в российских детских домах имеется специфический контингент. Около 70% детей – подростки старше 10 лет, с большой долей подростков 14-15 лет. Более того, количество детей, попадающих в детские дома в старшем возрасте постоянно увеличивается. Количество детей, имеющих брата или сестру постоянно увеличивается и сегодня в среднем составляет 20%, а в некоторых региональных банках - до 90%. И та и другая из упомянутых категорий детей – и так очень сложная группа для усыновления. Существующие же бюрократические барьеры еще более усугубляют ситуацию. Хотя, формально, опять же, направлены на защиту прав ребенка.
Еще одна проблема – дети-инвалиды. Сегодня в России таких сирот примерно 25%. Кстати, несмотря на устойчивый стереотип, иностранцы отнюдь не горели желанием брать в России на усыновление детей с физическими отклонениями. Вот с задержками развития – усыновляли охотно. Отнюдь не спешат усыновлять инвалидов и наши сограждане. Возможно, в первую очередь, это связано с трудностями, которые поджидают инвалидов при лечении. Лучше ли при этом усыновление для самих детей? Вопрос, как выяснилось, неоднозначен. Далеко не все приемные родители способны должным образом лечить ребенка-инвалида. В то же время, по данным представителей Минобразования России детские дома никаких проблем с квотами на дорогое высокотехнологичное лечение не имеют.
К сожалению, всего одно обсуждение копившихся годами проблем, их не решит. Здесь, пожалуй, главное – сдвинуть дело с мертвой точки. «Мы, в целом, не планировали принять сегодня некие судьбоносные решения, - говорит секретарь Общественной палаты Чувашии и лидер ОО «Гражданская инициатива» Николай Косыев, - «Наша задача проще – определить круг проблем, которые надо решать в первую очередь. Как выясняется, люди крайне мало знают о происходящем за стенами детских домов и социальных центров. Они часто руководствуются в своих действиях мифами и борются с несуществующими проблемами. Хорошо, если их «благотворительность» просто не принесет вреда, а если еще более ухудшит ситуацию? Потому я считаю, что надо чаще встречаться, обмениваться мнениями и вырабатывать тактику и стратегию действий, руководствуясь медицинским лозунгом «Не навреди!» И только потом – действовать на благо детей».
Справочно:
С 14 по 18 января 2013 года ИА REGNUM провело онлайн-опрос, где проголосовало 5334 человека. Большинство интернет-пользователей, которые приняли участие в онлайн-опросе, не готовы усыновить ребенка-сироту. На вопрос, «готова ли Ваша семья усыновить ребенка-сироту?», отрицательно ответили 68,9% опрошенных, положительно - 16,4% и затруднились с ответом 14,7% респондентов.